Страница Лексаковой Кристины

        Евгений Абрамович Баратынский



                                                                                         (1800-1844)


 Родился в имении Мара (Тамбовская губерния). Получил домашнее образование. В 1808 семья переехала в Москву. После смерти отца мать добилась его зачисления в Пажеский корпус (1812). За поступок был исключён из корпуса и отправлен в провинцию на попечение родственников. В 1819 был зачислен рядовым в Петербургский лейбгвардии егерский полк.
В это время познакомился с А. Дельвигом, тогда же завязались приятельские отношения с А. Пушкиным и В. Кюхельбекером. В печати появились его первые произведения: элегии, мадригалы, эпиграммы; в 1820 напечатана поэма «Пиры», принесшая автору большой успех. 
В 1820-1826 служил в Финляндии, много писал. Первый сборник его стихов вышел в 1827, в 1835 появилось второе издание его произведений, в 1842 сборник «Сумерки».
 В 1843 поэт полгода провёл в Париже, откуда перебрался в Неаполь, где заболел и скоропостижно скончался.   

    История создания стихотворения «Водопад». 
Финская природа производила совершенно новое впечатление на юного Баратынского, привыкшего к равнинной местности. Рядом с крепостью Кюмень, где служил унтер-офицер, находился водопад Хэгфорс. Он удивлял своей высотой в восемь метров и мрачным ущельем. Им можно было любоваться с мостика, который возвышался над стремительно текущей водной массой. Также Баратынский посетил водопад Иматра. Этот бурлящий поток окаймляют леса Карелии с седыми валунами. Возможно, это шумное и величественное падение воды и привело к созданию в 1821 г. маленького шедевра – «Водопад». Баратынский как истинный поэт не мог пройти мимо, не отразив в своем творчестве необыкновенного явления природы.


 Водопад.

Шуми, шуми с крутой вершины,
Не умолкай, поток седой!
Соединят протяжный вой
С протяжным отзывом долины.

Я слышу: свищет аквилон,
Качает елию скрыпучей,
И с непогодою ревучей
Твой рёв мятежный соглашен.

Зачем, с безумным ожиданьем,
К тебе прислушиваюсь я?
Зачем трепещет грудь моя
Каким-то вещим трепетаньем?

Как очарованный стою
Над дымной бездною твоею
И, мнится, сердцем разумею
Речь безглагольную твою.

Шуми, шуми с крутой вершины,
Не умолкай, поток седой!
Соединяй протяжный вой
С протяжным отзывом долины!



Комментариев нет:

Отправить комментарий